Приметы плохие и хорошие
При смертности от повальных и заразительных болезней покойника выносят вперед головою (Ниж. Лук. уезд.).
От мора и болезней хозяин опахивает двор сохою на жене, а бабы на себе опахивают деревни, раздевшись донага.
Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина.
После покойника сорок дней хмельного не берут в рот.
Заставливая (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть - для тепла, ладан - для святости.
Кукушка летает по деревне - к пожару.
Много лет (жить) кукушка бабе накуковала, да обманула.
Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.
На ночь избу подпахать, чтоб ангелам чисто прохаживаться.
Кони ржут - к добру.
Ус чешется - перед гостинцем (гостинцы есть).
От грозы пожар заливай молоком от черной коровы.
Дедушка домовой! Прошу твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты стороной (при переходе в новую избу хозяин говорит это, держа в одной руке икону, в другой ломоть хлеба с солью).
Коли дедушку не перезывать с собой в новую избу, то станет прокудить.
Коли ты спроста, и я спроста; коли ты с хитрости, и я с хитрости (говорит знахарь, разводя или снимая залом, закрутку хлеба).
Оборотнем (зловещим) поперек дороги мечется.
Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.
Нет пророка без порока.
Домовой теплою и мохнатою рукою гладит по лицу - к добру; голою и холодною - к худу.
Знахари-то говорят (заговаривают), как город городят.
Если кого обманут именем уезжего, то он приедет сердитый.
Как в воду глядишь, так и кажется.
Если ночью куры с насести слетают, то быть беде.
Скатертью руки утирать - заусеницы будут.
Если у покойника талое (не окреплое) тело, то другой скоро будет из того же дома.
Правая ладонь зудит - получать, левая - отдавать деньги.
Если у девки часто подол мокрый либо в грязи, то муж будет пьяница.
Крошки изо рту валятся - к смерти.
Солому, на которой лежит покойник, сожигают за воротами.
Вор ворует - стены покидает, а огонь все пожирает.
Сорока даром не щекочет (либо к гостям, либо к вестям).
Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.
Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет лошади.
Кто умрет на пасху - яичко в руку (твер.).
Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь.
Подошвы чешутся - к дороге. Подошвы зачесались - быть сапогам за плечами (болтаться сапогам на посохе).
Держать в исправности пожарные снаряды - искушать бога (почему пожарная бочка и стоит без обручей).
Голова чешется - брань на себя слышать.
В новолуние дерева не валяют (не рубят).
На сухой лес будь помянуто (чтобы никому не попритчилось).
Зажигать куделю. Подслушивать на перекрестке.
Такой лес, что в небо дыра.
В правом ухе звенит - к добрым вестям, в левом - к худым.
Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы. Нижегор.).
Мерку с покойника кладут с ним в могилу.
Гроза - милость божья (в прямом и переносном смысле).
Клад просушивается (т. е. выходит иногда наружу огоньком).
Большой урожай рябины - к тяжкому году, к оспе (к морозу).
Змеи оттого не кусаются, что Стенька Разин их заговорил (в Астрахани, где большей частью змеи водяные, не ядовитые).