Пословицы о России
В Москву бресть (идти) - последнюю копейку (деньгу) несть.
Вязьма в пряниках увязла.
Сказывают, что в вашем Ростовском государстве Ростовское озеро сгорело.
Любезный Олонец - белы берега.
Смоляне миром блоху давили.
В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян).
Ленив, как клепенский мужик (Смол. губ., Сыч. уезда, село Клепени, где все нищие, по обычаю).
Костромичи (от Костр. вниз, по Волге, до Юрьевца) - голодраные, острокопытники, тамойки (говор, тамойко вм. там).
Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.
Шемякин суд. Шемяка кривосуд (1446 г., Шемяка ослепил Темного, завладев престолом).
Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.
Саратовские мещане собор свой с молотка продали.
Петрозаводцы: качу лавочку, качу мытный двор, качу свой Торжок (о базарн. торговках).
Кадуевцы - кадочники. Кадуй - бока надуй.
Пропили воеводы Вологду.
Кадомцы - целовальники, сомятники: сома в печи поймали (Мокша потопляет Кодом: когда-то и занесло сома в открытую печь).
Селигерцы (Тверск.) - ершееды.
Стоят нижегородцы на горе, смотрят да бают: чай, примечай, куда чайки летят (нижегородцы часто говор, чай).
Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).
В Севске поросенка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.
Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.
Семендяевщина - булочник да колбасник, пряничник да пирожник (Твер. губ., Каляз. у.).
В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.
Новгород судится своим судом (в древности).
Суздальцы - богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют).
На Крестце не стрельцам сбор (те. е. не место, нейдет. В Москве были особые площади для сходки разных сословий).
Судиславцы - грибовники. Кологривцы - дегтярники.
Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползет, а щетинку в зубах несет.
Пинежане: Покупала по цетыре денезки, продавала по два гросыка; барыша куца куцей, а денег ни копиоцки.
Руси есть веселие пити, не может без него быти (Владим. I).
Понес черт однодворцев на базар, да решето и опрокинул над Каширой.
У нас в Ельце, на Сосне реце, курица вутенка вывела.
В Тетюшах городничий лапоть плетет.
Арзамасцы собор кандалами сковали (связали обручами свод).
Туляк - стальная душа. Блоху на цепь приковали. Присядь, бачка, чижи летят (туляки - птицеловы).
Слобожане (Вятск.) - жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).
Брянцы - куролесы. Брянская коза (Орлов.).
От черта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьешься.
Даниловцы - любимые ловцы, невыдавцы. Кошкодавы: кошку не купили, а на базаре задавили.
Тихвинцы - свято место, где тихвинца нет.
Сергачи, лукояновцы, ардатовцы - запьянские (затешские) неряхи; Запьянщина - гречишные апятки; бабы запьянские - чупахи, бутены.
Москва любит запасец. У спаса нет без запаса.
Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит (Сологда лежит между Кинешмою и Решмою, которые в старину ссорились).
Крапивенцы - сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода. Тул.).
Венгер из-под Лохвицы (Полт. губ., коробейники).
На сосну лазили, Москву смотрели.
Зубчане - волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щец не дали, взашей прогнали.
Кстово - Христово: чарочка маленька, да винцо хорошо.
Хоть София и пуста, да не Крутицким верста (София новгородская; духовенство новгородское не хотело подчиниться митрополитам московским, на Крутицком подворье).
Принять кого по русски (т. е. или прямо и грубо, или хлебосольно).