Любимые статусы - Экфрасис (Страница 4)
Цезарская забава

Оскалил зверь клыки свои.
Он по бокам хвостом бьёт, крутит
Застыла жертва, смерть вблизи.
Вся сжалась девушка у стенки
Прижала крестик свой к груди.
Ручьями пот, дрожат коленки,
Как уцелеть Бог помоги!
Дверь тяжела и на засове
И тишина зловещая.
Смотрящий тигр наготове
Кричала птица вещая.
Патриции смеялись сверху
Они пришли, чтоб лицезреть.
Как хищник растерзает жертву
И от жестокости шалеть.
Мелькнули в памяти родные
Сестра и брат и мамин взгляд.
И беды - радости земные
И боль, как молнии разряд...
Художник - Поленов Василий. Цезарская забава
Картина написана в 1879 г. На полотне представлена картина казни
молодой девушки. Римские патриции любили потешить
себя жестокими играми. Эта картина отражает нравы того времени.
Сверху они наблюдают за сценой.
Трое

За столом. Его ждала.
Вымыла и причесала
Пса. Лишь встречами жила.
Она нет, не одинока
Это я теперь один.
Ухажёр пьёт водки много
Неприятный господин.
Закурила сигарету
Ноги накрест положив.
Не пойму я свою Грету,
Чем её приворожил?
Агрессивный, ногой тыкал
Он под стул меня загнал.
Произнёс, чтоб я не хныкал
Слюной брызгая, кричал.
А хозяюшка молчала
Будто я ей не родной.
Так обидно, отказала
Заступиться. Ой. Ей. Ой.
По картине Губарёва В. Трое.
Возвращение блудного мужа

Прости меня без вас мне нелегко.
Сынишка красил и зевал от лени
Второй орал, что мама далеко.
А в комнате всё прибрано, уютно
И стопкой чистое бельё лежит.
Часы идут на стенке поминутно,
Лишь котик нюхает штаны, дрожит.
Кто это непонятный, дядя что ли?
И грязные, дырявые носки.
Брезгливость вмиг хозяйка поборола
Не ощущая за собой вины.
Она в сомненье, ведь недавно шумно
Он хлопнул дверью, уходя навек.
Как быть? Детей отца лишить бездумно
Зачем так похотлив ты человек!
Сглотнуть обиду и смирится всё же
Простить и усадить его за стол.
И вид не показать, как тяжко Боже,
И прекратить никчемный разговор.
Картина - Валентина Губарева
Призадуматься

Как старость родителей мне отдалить?
В душе понимаю, что всё нереально,
Но бремя когтистое, как отклонить?
Откроется взгляду наивность желанье,
Хотелось, чтоб мама подольше жила.
Но бьётся у сердца и ноет сознанье
Кто сможет такое? – Судьба так легла.
Сиротство наступит без мамы на свете
Задышит вплотную в затылок беда.
И детство былое в далёком отсвете
Меня, озаряя, вернётся сюда.
А суть неизбежна, спасти не сумела
Любимых людей я от старости. Нет.
От страха пред будущим вдруг присмирела,
А в прошлом терялся покинувших след.
Художник Николай Барченков
Губарев В. Лето везут

На возу с улыбкой.
Дед чувствительно всерьёз,
Подпевает скрипке.
Лето в город спешно вёз
Резко повернулся.
Не случился, чтоб курьёз
Шире улыбнулся.
Запах лета из цветов
Нюхает собака.
Помахала вслед хвостом
Подавая знаки.
Лыжник быстро пробежал
Бабушка с кошёлкой.
Зимний вечер помогал
Тетушке с метелкой.
На пруду чуть гнулся лёд,
Народ развлекался.
Шайбу забивать черёд
Кто-то спотыкался.
На скамейке - дед Федот
Рядом с ним Ирина.
Удивляясь, открыл рот
- Экая картина!
По картине -В.Губарева Лето везут
© Copyright: Ирина Рудзите1, 2022
Свидетельство о публикации №122022404218
Н. В. Овчинников Первенец

Медичка проводила и сказала.
За доченькой, потом назад вернись
В ответ Лариса просто промолчала.
В руках малыш. Папаша молодой.
А рядом мама в пёстреньком платочке.
И одеяло с лентой голубой.
Вдали машинные слышны гудочки.
Сосед сигналил отъезжая вдаль
Махал рукой с крутого поворота.
А на дворе заснеженный февраль
Младенец шевельнулся, вмиг тревога.
Мы ждали первенца не первый год
И мать слезинки радости роняла.
Мороз крепчал, был светел небосвод
Подъём в душе глубокий испытала.
Пройдут года, а следом за сынком
Родится дочка с синими глазами.
А в настоящий миг идём пешком
И колкий снег скрипит под каблуками.
Овчинников Николай Васильевич (1918 - 2004). «Первенец», 1963 г.
Одинокий старик

Я суп себе сварю потом.
С самим собой веду беседу
Болтаю иногда с котом.
Ушла жена один я в доме
Уборка, варка всё на мне.
Осталось прошлое в альбоме
И одиночество в судьбе.
2
Присяду, письма я достану
И прочитаю снова их.
Затем я погружусь в нирвану
И прошепчу, — Меня прости.
Зачем буянил, пил и дрался?
Жизнь, сокращая на земле.
Теперь один я здесь остался.
И с каждым годом всё трудней.
3
Жена мне этой ночью снилась
Улыбка милая её.
И шелковистые ресницы,
А над могилой - вороньё.
С утра попил я чай горячий
Дневник событий пролистал.
С портрета - взгляд её летящий,
Что потерял вновь, осознал.
Но ты молчишь, не постарела,
А я покрылся сединой.
Ты от меня уйти, посмела
Живу теперь я с тишиной.
По картинам художника;Чарльза Спенселая.
© Copyright: Ирина Рудзите1, 2021
Свидетельство о публикации №121111604807
Опять нажрался, паразит.

Всё пьёшь и пьёшь, ну сколько ж можно,
Забросил дом, семью, жену,
Дальше жить так невозможно.
Был хорошим кобелём,
Суки хвост все задирали,
И в критические дни
Заводить щенят мечтали.
Посмотрел бы на себя,
Ты же псом был видным, статным,
А теперь лежишь в углу
С видом мерзким, неопрятным.
В лапах дрожь, с хвостом поникшим
За бутылкою идёшь,
Сук уже не замечаешь,
И всё пьёшь, и пьёшь, и пьёшь.
Надо что-то с тобой делать,
Отвести что ли к врачу,
Может чем-то и поможет,
Излечить тебя хочу.
Мелентьев Г. А. Ушла. 1956 год

Дверь не открыл ему никто.
В руке держал он куклу дочке,
Присел на стул ещё в пальто.
На стол он бросил свою шляпу
Застыл, задумчивый, немой.
Он помнил крик жены,— Растяпа,—
Я не вернусь к тебе домой!
Записка краткая осталась,
Тобой я нет, не дорожу.
И подпись в строчке оборвалась:
"Прощай Авдей! Я ухожу".
Как жить, он думал напрягаясь,
Дом опустелый - сирота.
Отрада есть, живая мама
Поймёт его она всегда.
Представил мать седую ясно,
И её добрый, нежный взгляд.
-Сынок не мучайся напрасно,
Вспылила? Вновь придёт назад!
Герман Александрович Мелентьев (17 (29) июня 1888, село Орда,
Пермская губерния — 28 марта 1967, Свердловск) —
российский и советский живописец и педагог.
Г. А. Мелентьев является одним из старейших художников Урала,
отражающим в своих произведениях его историческое прошлое,
события революционных лет, героику социалистического строительства…
Иванов Ю. В. Пушкин и Арина Родионовна

-Дилижансы нет коней.
Всё урчит и так грохочет!
- Хочешь, Саша, горбушей?
- Выпьем лучше, где же кружка?-
Нам такое не понять!
Брови подняла старушка,
- Что-то надо предпринять.
Карты молча, разложила,
- Да, мир будет изменён!
Она долго ворожила.
И притом и изощрён.
- Саша тебя любить будут
- Через много... сотню лет!
- Сказки твои не забудут
- И романы, и сонет.
Сочинишь про дуб высокий,
И кота,что век круго;м.
Всё гулял своей доро;гой,
Песнь мурлыкал перед сном.
Рыбка просьбы исполняла,
Дед ей благодарен был.
А колдунья оживляла
Лешего, но след простыл.
Про Людмилу и Руслана,
Про интрижки, злую месть.
Написал потом романы,
Приложив Балде компресс.
Художник -Иванов Юрий Валентинович “Пушкин и Арина Родионовна”
Юрий Валентинович Иванов (29 сентября 1940, Москва — 12 июля 2019) — советский и российский
художник-график, плакатист, иллюстратор и педагог.
Юрий Иванов проиллюстрировал более 300 книг различных жанров и авторов,
включая произведения Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого, Н. Макиавелли, М. Ю. Лермонтова, Александра Дюма и Жюля Верна.
Особое место в его творчестве занимали произведения А. С. Пушкина.
Попенко Л. Неотразимый

А девушка его мечты.
С годами только молодеет,
Вот фантазёр до немоты.
А женщина взирала строго,
Зачем на встречу ту пришла?
Ведь без него прожила много,
Что в этом Павлике нашла?
Её Григорий куда лучше,
И не берут его года.
И аккуратный не заблудшей,
Не пьёт,не бегает пока.
Помятый Павлик до предела
Цветы подносит,а затем,
Глядит, с издёвочкой,так смело,
Как бы ни видя перемен.
Она молчит, и отвернулась,
Ушла,лишь каблуки стучат.
От возмущенья задохнулась,
«Неотразимый нарасхват».
Художник - Люся Попенко.
Березин В. - Домой с гулянки

Пьяный смех и непрерывный спор.
Словно выжжена, так накипело
Об одном и том же разговор.
Наконец домой. Дочь разевалась.
Бабушка гостинцем разжилась.
Следом и хозяин провожает,
А жена его вдруг завелась.
Песню энергично напевает
До конца не может всю пропеть.
Бусины-горошинки сверкают
Продолжают на груди белеть.
Гостья недовольная осталась
От супруга отвернулась та.
Видно, что досада не пропала
Перепил, буянил, срамота!
Обещал, что выпьет одну чарку,
А на деле выдержать не смог.
Заверенья все его насмарку
Верила ему и вот итог.
Березин В.- Домой с гулянки
Козловский А. С. На работу в деревню

Плуг трактора, к земле припав.
Гоняя тучи ветер бегал,
Но вдруг устав уснул меж трав.
В деревню едут на лошадке;
Учительница и старик.
Но городские в ней повадки
Везет с собой немало книг.
А рядом мальчик - говорливый
Взахлеб вопросы задает.
Скрип у телеги суетливый,
Но лошадь медленно бредёт.
Дед понукает и с украдкой
Спросил,- Не замужем она?
- Да нет, ответила и зябко
Плечом так робко повела.
- У нас парней в совхозе много!-
И тракторист есть и собкор.
Пришла в смущение немного
Смотрела вдаль на косогор.
- Когда приступите к урокам?-
Да завтра вот уже начну.-
- Боюсь, что будете вы строгой,-
Там и посмотрим что к чему.
Художник - А. С. Козловский На работу в деревню
Н. П. Богданов У дверей школы

Хотелось знанья, ох ты тяжка жизнь.
Ученики листают свои книжки,
Что пишут иль, рисуют, разберись.
Смотрел он в класс испугано и тихо
Далекий путь прошел, был истощён.
Хоть голову понурил очень низко,
Но школой, светлым классом обольщён.
А в классе солнце бликами играет
Пол деревянный был протерт не раз.
А буквы на стене к себе так манят,
Чтобы сумел потом прочесть рассказ.
Ободранный зипун, в лаптях и торба
В руках держал он палку и картуз.
Привык он скот пасти в больших просторах
Но как же стыдно нищеты... конфуз.
Минуют годы, мальчик кончит школу,
Художником он станет, а затем
Изобразит тоску и радость впору
Далёких, так знакомых детства схем.
**************************************************
Картина «У дверей школы» Николая Петровича Богданова-Бельского подкупает своей искренностью,непосредственностью и ощущением первооткрывателя,
увидевшего человеческую тягу к знаниям и ко всему непознанному.
Губарев. Прошу тебя Вася, только не напивайся!

День рожденья у него.
Торт, бутылка, новый чайник
Пятьдесят рублей. Ого!
По деревни мы проходим
Куры под ноги снуют.
Бабы взглядами проводят
Осуждающе «поют».
Оседлал Петрович крышу
Молоточком всё стучал.
Кот пришел, а где же мыши?
Не найдя дремать начал.
Васька и в сей раз напился
Стыд, позор, не в первый раз!
Он с директором сцепился
Раздавался гневный бас.
Я краснела, неудобно,
- Эк, каков сказал Лысков.
Так вести неблагородно
Сколько же ему годков?
- Лет ему уже немало?
Дело к пенсии идёт.
- Поступать так не пристало
Только разве он поймёт!
В. А. Губарев. Прошу тебя, Вася, только не напивайся!
© Copyright: Ирина Рудзите1, 2022
Свидетельство о публикации №122012403736
Гермашев М. Радостная встреча

Зима над всем главенствует понуро.
Садилось солнце, надвигалась тьма
Возникла вдруг знакомая фигура.
С сестрою мчались наперегонки
Протягивая к бабушке ладони.
А голоса веселые легки,
От них в испуге взмыли ввысь вороны.
- Ах, как вас рада видеть наяву!
Готовилась я к встрече неустанно.
За лесом тёмным, дальним ведь живу
По вам так тосковала непрестанно.
Гостинцы собирала целый год,
Чтоб встреча наша радостною была.
Один из них - в коробке рыжий кот
Его я шубкой теплою укрыла.
Чтоб вас обнять, придется опустить
Подарки, что несла вам осторожно.
И с внуками блаженство разделить
Поцеловать, прижать теперь возможно.
По картине - Михаил Гермашев
Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) (13 августа 1867, Волчанск,
Харьковская губерния;1930, Париж) ; русский художник-пейзажист,
иллюстратор детских книг.
© Copyright: Ирина Рудзите1, 2021
Свидетельство о публикации №121122003714
Письмо в Питер

Это Даша в дом пришла.
Мокрые глаза в печали
Яблок свежих принесла.
Попросила - письмо надо,
Написать, чтоб не скучал.
Друг наш милый, ненаглядный
Свою дочку навещал.
Хорошо сказала Марья
Напишу ему письмо.
Но видать, что муж каналья
Столько времени прошло.
Хоть оказию друг в Питер
Вмиг доставил, а ответ?
Не дождались, где-то «вышел»
Для семьи большой секрет.
Зря так долго ждала мужа
Дочка выросла, ушла.
Городская дама кружит
И поправки в жизнь внесла.
Художник Василий Голынский
© Copyright: Ирина Рудзите1, 2021
Свидетельство о публикации №121102004008
По картинке

Не бывает грустно.
Он нашёл большой арбуз:
"До чего же вкусно!"
Нет крупнее ягоды,
Чем такой арбуз.
Круглый, полосатый,
Сахарный на вкус.
Счастлив ёжик:"Благодать!"
Но пора домой!
А арбуз остался ждать,
На боку-с дырой.
То,что ёжик не доел,
Заберём себе....
Нет вкуснее, чем арбуз,
Места на Земле!
В. Е. Маковский. Свидание

И утомились ноги от ходьбы.
Любовь её тянула к Валентину
Преграды все сметая на пути.
Два года не видала с того срока
Мальца как в подмастерья отдала.
Жить без него теперь одна морока
И встречи этой без конца ждала.
Босой стоял сын; грязный, неумытый
Худые руки в венах от труда.
За эти годы стал полузабытым
От детства не осталось и следа.
С набитым ртом, моргал, не отзывался,
Вцепился в хлеб, вкуснейший на земле.
По куличу так сильно стосковался
И маме так ответил в тишине.
–Живу неважно, и ещё скучаю,
По братику, собачки и коту.
А дома побывать я так мечтаю.
Иной раз тут совсем невмоготу.
Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание»
Деревенские дети, мальчишки-подмастерья всегда привлекали внимание
Мальчишку отдали на обучение к какому-то мастеровому. Тогда многие крестьянские семьи так делали — тут мальчик не только получал хоть какие-то гроши,
но и необходимые для будущей работы профессиональные навыки.
© Copyright: Ирина Рудзите1, 2022
Свидетельство о публикации №122032903035
Окно в мир

Малыш привстал на ножки, стукнул ручкой,
Стекло прогнулось, может и разбить.
Придерживая мать, смеялась звучно,
Недавно начал по земле ходить.
Вдруг задрожал, средь грохотов теряясь
То ветер, веткой старой колотясь,
По крыше грохнул. Пёс вдали залаял.
Затих малыш, вмиг к маме наклонясь.
Вот - вот заплачет видно испугался,
А мама так устала от забот.
Взглянув в глаза ей, тут же рассмеялся
Мир познает из радостей, невзгод...
На руки подхватив его целует,
А он всё рвётся выглянуть в окно.
Жаль день так быстро хлопотный минует,
Но так в судьбе людской заведено.
ПО картине - Николай Терпсихоров (1890—1960)
Владимиров И. А. Голод

Сознанье моё помутилось совсем.
И вдруг показалась, что всем обеспечен
Нет голода больше и всяких проблем.
Но вороны каркали, рядом сидели
Собаки рычали, вцепилась одна.
Со злобою грозной в глаза все глядели
Похоже, от голода была буйна.
И реяли флаги на Мойке тревожно,
Толпа продвигалась под песни вперёд.
А голод смертельный впивался подкожно
Здесь лошадь издохла, примчался народ.
Два брата голодных кромсали кусочки
Досыта поесть все кричало у них.
Молчала девчонка, хотя б лоскуточки
Достались с мамашею им на двоих.
Мороз поджимал, голодали миряне
Над павшим конём совершали обряд.
А пёс вдруг завыл, он был тоже на грани
Бескормицей злою, как люди распят.
Художник Иван Алексеевич Владимиров
1919. Человек, умерший от голода, становится
добычей голодных собак.
Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.
На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает
не в пафосно - героическом, а в снижено - бытовом.
В то же время картины жизни голодающего Петрограда
потрясают своим глубоким трагизмом.
© Copyright: Ирина Рудзите1, 2021
Свидетельство о публикации №121121704352
Проводил по картине Ярошенко Н. А

Возможно, вылечусь, ты только жди.
Отец весь сжался, чтобы не заплакать,
Но все же отпустил, сказал,- Иди!
Вдогон махал и, слезы утирая,
А в голове набатом - проводил.
Как буду жить я без тебя родная?
Но я ведь сам лечится, предложил.
Уехала, остался на перроне,
А за вагоном дым клубился вслед.
Легли на плечи годы непреклонно
Один седой в мольбах под грузом лет.
© Copyright: Ирина Рудзите1, 2021
Свидетельство о публикации №121102804082
Окно - картина

Меняет каждый день сюжет.
В котором есть своя катрина -
Смотрящий, сам себе поэт!
На усмотрение он может,
В него вписать, полёта мысль.
И свой мазок и красок россыпь..
Картина пишется на бис!
То мелки дождь кропит рисунок,
То солнце, луч кладёт на тень,
То звезды сыплет горсти с неба.
То ночь, то день, то ночь, то день...
7.11.21.
Тилинин В. В гости

Всю жизнь в деревне, схоронила мужа,
Остались: кот, коза и ветхий дом.
Но часто в комнатах гостила стужа
Так одиноко в горле тяжкий ком.
А дочь зовёт,— Бросай свою скотину!
И приезжай, тебе мы рады, ждём.
- Да как же так, я их родных отрину,-
Нет, не могу, неужто пропадём?
Нашла всё ж выход у своей подруги,
Та согласилась с живностью моей.
А за автобусом бежала вьюга
Вслед заметала быстротечность дней.
Собака успокоилась, уснула,
Кот настороженно вперёд глядел.
Коза смиренно и легко вздохнула,
Автобус на колдобинах скрипел.
Но ехали все дружною семьёю,
Как будем жить, никто из нас не знал!
Одной остаться и немолодою
Так нелегко, найти опять причал.
-----------------------
Жил и работал в Москве.
Член-корреспондент Российской академии художеств
(Отделение живописи, 2002г.)
Заслуженный художник РСФСР (1983г.), Народный художник Российской Федерации (1992г.)
Член Союза художников СССР, России (1968г.)
– Владимир Никитович Телин (1941–2012). Наверное, потому,
что когда смотришь на его работы,
ощущаешь в них нечто основательное, важное, настоящее.
Для художника важно выразить тот мир, который его окружает,
а для этого мир нужно одрагоценить, опоэтизировать и возвысить,
чтобы хотелось жить».
ссылка
Эй, хозяева, вы дома?

Сколько можно мне вас ждать,
Иль от страха предо мною
Не хотите открывать.
Только зря вы так, не бойтесь,
Не желаю вовсе зла,
Мне б занять чуть-чуть деньжонок,
Разболелась голова.
Посидели вчера с другом -
День рожденья у него,
Да ещё лиса припёрлась,
Не осталось ничего.
Денег словно не бывало,
Спёрла рыжая, поди,
До того хитра, зараза,
Что за ней только смотри.
Мы расслабились, конечно,
Позабыли про бюджет,
Утром встали чуть живые,
Ни лисы, ни денег нет.
Друг башку поднять не может,
Вся надежда лишь на вас,
Одолжите хоть немножко
В первый и последний раз.
Вот что значит нынче мода.

Прямо скажем Се ля ви,
Отражение природы
У людей подчас в крови.
И они на всё готовы,
Лишь бы только походить
На зверей своих любимых,
И причёски наводить.
Удивляешься порою,
До того они точны,
Формой, цветом и объёмом,
Будто ими рождены.
И шагают рядом с нами,
Скажем, тысячи людей,
Удивительно похожих
На каких-нибудь зверей.
И они при всём при этом
Не стесняются совсем,
Потакая смелой моде
В чём угодно без проблем.
Много ли надо для счастья?...

В обществе - всем веселее!
Каша пшеничная с маслом
Душу теплом отогреет.
Все антимонии - к чёрту:
Выпьем по сто, для начала.
Лишь бы гармония-форте
Рядышком преобладала.
В кои-то веки приходит
Пауза, как на курорте,
Сюра какого-то, вроде,
По существу и в комфорте.
Жарко под лавкой всем вместе,
Море, когда по колено.
Коли ешё и по "двести"
Залпом и одновременно...
Художник Владимир Любаров
В ракушке

Забыла, что приехала лечиться...
И с вечера до самого светла,
Мерещилось, что повстречала принца.
Хоть заболела этим не впервой,
Стать озабоченной случился повод:
Исчезли в памяти мужья все до него -
Готов за пояс он заткнуть любого.
В ракушке вместо моря - поезда.
А я - одна, как в зале ожиданья.
Несло нас с ним неведомо куда.
Осталиь лишь одни воспоминаниья.
Художница Анджела Джерих
Не взяли на рыбалку

С утра накопал я червей.
Опять на рыбалку не взяли
Уходят на речку быстрей.
А брат оглянулся украдкой
Кричал мне вослед,- Нос утри!
Обидно, так, стало несладко
Ведь мне - то всего года три.
Заплакать хотелось, но робко
Губу закусил второпях.
С ведерка клевала торопко
Хохлатка ручная моя.
Сестрёнка дразнила - бесстрастно
Ха-ха вновь не взяли с собой! -
Червей накопал ты напрасно
Сказала: - Иди же домой!
По картине - Не взяли на рыбалку.
Ксения Успенская-Кологривова
Неврев Н. В. Воспитанница

Ей все равно, что сын там сотворил.
Уладит надо, её сын - молодчик
Поступками ничуть не удивил.
Воспитанница от стыда сгорает
И пузо уже лезет не укрыть.
Какое дело, что она страдает
Мамаша показала свою прыть.
Сынок хозяйский развалясь вальяжно
Все крутит ус, не смотрит ей в глаза.
Теперь она ему совсем неважна
Не трогают лжеца её слеза.
Чиновник Петька скрыть не может радость
Он согласился блудницу прикрыть.
В душе цветёт недобрая злорадность
Красавицу потом он будит бить.
Судьбу решила властная мамаша
Сынок вздохнул и весело моргнул.
А Петя вдруг сказал,- Пойдём, милаша!
И по-хозяйски руку протянул.
По картине Неврев Николай Васильевич